Наши рекомендации по возрасту |
|
|
|
|
|
Подготовка ребенка к школе - Развитие речи
Автор: Ивлева Карина Игоревна, логопед-дефектолог.
Что должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:
Формирование звуковой культуры речи
К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен уметь четко и внятно произносить все звуки родного языка, уметь говорить не торопясь, выразительно.
Необходимо научить ребенка различать на слух все звуки речи, а также дифференцировать сходные по звучанию звуки ( с - з, ж — ш, б - п, д - т, в - ф, г - к, ч - щ).
Перед поступлением в школу у малыша должны быть хорошо развиты фонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте.
Научите ребенка называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и в тексте (на слух), определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце).
Формирование грамматического строя речи
К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должен сформироваться правильный грамматический строй речи.
Малыша необходимо научить:
- правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с числительными и прилагательными;
- правильно употреблять предлоги, согласовывать их с существительными;
- образовывать однокоренные слова (окно -оконце - окошечко); образовывать новые слова из двух слов (пар — ходить — пароход), существительные с суф-фиксами (масло — масленка), глаголы с приставками (ехать - приехать), сравнительную и превосходную сте-пень прилагательных (веселый - веселее - еще веселее);
- правильно пользоваться несклоняемыми существительными (кино, пальто и т. д.);
- составлять простые и сложные предложения;
- использовать в речи сложные предложения разных видов.
Формирование словарного запаса
К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен иметь достаточный словарный запас, необходимый для того, чтобы ясно излагать свои мысли и правильно понимать речь других людей. Хорошо, если объем активного словаря (те слова, которые малыш использует в своей речи) будет соответствовать объему пассивного словаря (тем словам, которые ребенок понимает).
Ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.
Когда ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, открывает что-то новое для себя, пополняется и его словарный запас. Пусть малыш чаще использует в своей речи новые слова: названия профессий, техники, материалов, признаков предметов, действий и т.д.
Развитие связной речи
К моменту поступления в школу у малыша должна быть хорошо развита связная речь. Будущий ученик должен:
- хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их;
- уметь самостоятельно пересказывать литературный текст, делая это выразительно, последовательно, без повторов;
- уметь составлять рассказы о предметах (можно по плану, предложенному взрослым), называя, к какой группе относится предмет, из чего он сделан, для чего нужен, как выглядит и т. д.;
- уметь составлять рассказы по картинке или серии сюжетных картинок;
- уметь составлять небольшие рассказы, описывая события, которые с ним произошли; полезно при-думывать фантастические рассказы и сказки - это по-может развить творческое мышление и совершен-ствовать связную речь.
|