Наши рекомендации по возрасту |
 |
 |
 |
 |
|
Пути активизации общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Роль общения для развития речи и личности ребенка трудно переоценить. Речь как средство общения возникает и развивается в процессе коммуникации.
Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении. Существует и обратная зависимость: при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г. Галигузова, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесса свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение ребенка.
Важно активизировать контактность и коммуникабельность ребенка, развивать его сенсорную и эмоциональную сферу, научить ребенка ставить цели в общении, анализировать задачу, ориентироваться в раз ситуациях общения, формировать его мотивацию.
Для активизации общения большое значение имеет новизна и занимательность дидактического материала, форм работы, смена речевых партнеров, создание коммуникативных ситуаций по типу обобщенной модели игровых и речевых действий, использование разнообразных методов и приемов работы.
Изменение форм организации обучения является одним из приемов, направленных на активизацию общения. Помимо занятий в традиционном их понимании, целесообразно создавать условия, способствующие желанию детей общаться, - моделировать и поддерживать ситуации естественного обще ния во время всех видов деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке.
Работа по активизации общения может включать несколько направлений:
- развитие речевых и неречевых средств общения;
- умение применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях;
- развитие онтогенетически обусловленных форм общения. Для их реализации в процессе указанных форм работы возможно широкое использование различных игр, направленных на преодоление замкнутости, робости, скованности детей, а также на двигательное раскрепощение; на развитие невербальных средств общения; на знакомство с эмоциями человека; осознание своих эмоций; распознавание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать свои эмоциональные состояния.
С целью обеспечения мотивации общения, условий, активизирующих самостоятельную речевую деятельность детей, необходимо моделировать различные проблемные коммуникативные ситуации, приближенные к реальной действительности, с заданным и неоконченным сюжетом. Они создаются путем использования наглядности, выполнения определенных ролей, постановкой проблемы. Детям предлагается либо готовое решение проблемы, либо придумать, чем бы могла закончиться ситуация, и разыграть сюжеты.
Учитывая, что наиболее доступной и естественной для детей формой общения является диалогическая речь и что вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поскольку стимулируют и побуждают к речевой деятельности, в число приемов коррекционного обучения вводятся речевые игры.
Лингвистические игры подбираются с учетом ориентирования детей на партнера, его практические и речевые действия. В процессе игр дети анализируют как языковую информацию, оперируя ею, так и учатся взаимодействию с партнером (взрослым и сверстником).
Таким образом, в коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи, наряду с формированием произносительных навыков, лексического запаса, грамматического строя, необходимо включать специальные комплексы коммуникативно-направленных упражнений, способствующих как активизации контактности и коммуникабельности ребенка, мотивационно-потребностной сферы общения, так и повышению эффективности коррекци-онно-развивающего воздействия в плане преодоления общего недоразвития речи.
|