НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Центр логопедии и дефектологии
  8 (495) 517-20-85
  8 (925) 517-20-85
 
 
 
   
 
Цены
Филиалы
Специалисты
Советы логопеда
Психологическая
подготовка к школе
Подготовка к школе
Сурдопедагог
Фото
Публикации

ЗАЯВКА НА ПРИЁМ
1. Ваше имя:
2. Ваш телефон:
3. Требуются специалисты:
Детский логопед-дефектолог
Детский психолог
Взрослый логопед
Взрослый психолог
Подготовка к школе
4. Выберите филиал:


Наши рекомендации по возрасту
   
   

Чтение в начальной школе


Уроки обучения грамоте, чтения в начальной школе - это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Вот почему учителя стремятся строить уроки чтения так, чтобы художественное слово воздействовало не только на сознание, но и в первую очередь на чувства детей, вызывало у них желание стать лучше, помогало им понять, к какому типу человеческих взаимоотношений нужно стремиться, по возможности без назидания "перекидывало мостик" от текста к реальной жизни ребят.

Чтение - это не только особый предмет, которым ребенку надо успешно овладеть, но и средство для освоения других школьных дисциплин. Поэтому начиная с 1 класса идет кропотливая работа, направленная на формирование навыка чтения каждого учащегося с учетом уровня его подготовленности к школе, особенностей восприятия, памяти, мышления.

В этой работе учителю помогут общие для всей начальной школы основы методики проверки навыка чтения, в том числе с использованием раздаточного материала.

Учащийся к окончанию начальной школы овладевает синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Формирование навыка чтения - это длительный процесс (книга Оморокова М.И., Постоловский И.3. Совершенствование чтения младших школьников).


Темп чтения 40 слов в минуту при чтении вслух целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону повествования. Смысловое понимание возникает при темпе чтения 60 слов в минуту и при способе чтения вслух целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту определяет переход к углубленному пониманию прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, т.е. знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год:

  • в начале учебного года (10-15 сентября);
  • в конце 1-го полугодия (20-25 декабря);
  • в конце 2-го полугодия (10-15 мая).

Эти три проверки дадут возможность увидеть успехи ученика в овладении техникой чтения.

Осуществлению контроля предшествует кропотливая работа, направленная на формирование и совершенствование навыка чтения каждого учащегося на протяжении всего учебного года. Ориентирами для учителя являются программа, программные требования на каждое полугодие.

Дифференцированное обучение, принятое в современной начальной школе, предполагает выбор нужного темпа работы, учета особенностей восприятия, памяти, мышления каждого ученика. Конечная цель выполения дифференцированных заданий - улучшение качества чтения. Однообразные виды чтения не всегда прoбуждают интерес, поэтому следует чередовать чтение вслух и чтение про себя, тихое и громкое, с убыстрением и замедлением темпа и т. д. От класса к классу неoбходимо увеличивать объем и долю самостоятельного чтения, без чего невозможно говорить о полноценом развитии ребенка.


Класс 1-е полугодие 2-е полугодие
1 Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами 20-25 слов
2 25-35 слов 40-50 слов
3 50-60 слов 60-70 слов
4 70-80 слов 80-90 слов

Качество чтения при проверке значительно повысится, если будет создана доброжелательная обстановка, что позволит ученику вникнуть в текст и спокойно прочитать его. На все ошибки, допущенные учеником, учитель обращает его внимание после чтения, конечно, если они не ведут к грубому искажению смысла прочитанного.

При оценке выразительности следует учитывать внятность, четкость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию, правильность чтения диалогов. Выразительное чтение рассматривается как высший тип чтения, нормировать его помогают следующие задания, которые учитель предлагает детям на текущих, ежедневных уроках:

  • читай спокойно, не спеша;
  • определи, какие строки в тексте (отрывке) будешь читать громко, радостно, какие - спокойно, медленно, грустно; объясни почему;
  • научись читать так, словно ты приветствуешь героя;
  • читай так, чтобы слушатели поняли, каким был каждый из героев;
  • научись читать отрывок целыми словами; выделяй голосом предложения, в которых заключена основная мысль рассказа (басни, стихотворения);
  • выбери слова, которые подходят в большей степени для чтения русских народных песен (колыбельных, хороводных, о животных): быстро, мелодично, спокойно, торжественно, напевно, ритмично, громко, тихо, вполголоса и т.д.



В начальной школе предусматривается овладение и навыком чтения про себя. Чтение вслух, как правило, воспринимается не только читающим, но и слушающим. Чтение же молча, про себя, замыкается на читающем, но зато интенсифицирует процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Чтение про себя - это чтение глазами, без внешних рече-движений. Наличие шепота и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя.

Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, значит, он еще не сложился. Известно, что скорость чтения про себя незначительно превышает результаты при чтении вслух - примерно на 20- 40 слов, вследствие чего крайне важно и эту сторону чтения взять под контроль. Такую проверку целесообразно проводить начиная со 2 класса.

Для чтения про себя подходят более объемные тексты, интересные по содержанию, яркие по языку, менее известные детям, например сказки X.К.Андерсена, рассказы М.Пришвина, Н.Сладкова, отрывки из книг Н.Носова. Методика проверки навыка чтения про себя идентична проверке навыка чтения вслух. По окончании чтения выясняют, насколько ученик понял основное содержание текста.

В помощь учителю предлагается таблица для проверки навыка чтения.

Навык чтения Учащиеся (кол-во)
Способ:
- читают по слогам ...
- читают по слогам и целыми словами ...
- читают целыми словами ...
Правильность:
- читают без ошибок ...
- допустили ошибки ...
Темп:
- ниже нормы ...
- норма ...
- выше нормы ...
Выразительность:
- прочитали выразительно ...
Рекомендации по отработке навыка чтения ...



Таблицей желательно пользоваться на протяжении всех четырех лет обучения. Практика показала, что хороших результатов в формировании и совершенствовании навыка чтения добиваются те учителя, которые его не только систематически проверяют, но и фиксируют oстояние в специальной тетради, ведут индивидуальную работу по устранению недочетов в чтении. Кроме этого, учителю необходимо знать уровень чтения не только каждого отдельного ученика, но и всего класса в целом. Поэтому после каждой проверки делается сводня таблица по классу.

Проверяется навык чтения индивидуально у каждого ребенка. При этом нежелательно пользоваться секундомером, лучше иметь часы с секундной стрелкой. Учитель фиксирует время незаметно для учащегося и отсчет его ведет с момента непосредственного чтения, так как многие ученики имеют привычку готовиться к чтению, ищут первую строку, концентрируют внимание и т.д. Слабых учеников необходимо подбадривать, поддерживать, вселять в них уверенность, а затем давать доброжелательную характеристику чтения, отмечать положительные моменты, указывать на то, над чем предстоит еще поработать.

Под особый контроль берутся дети, имеющие психофизиологические недостатки: заикание, пониженный процент зрения, чрезмерную медлительность и т.д. Прш подведении итогов чтения это учитывается. Контроль чтения у таких детей можно осуществлять на текущем уроке.

Проверка навыка чтения проходит на незнакомых детям текстах, образцовых по языку. Тексты могут быть представлены в виде самостоятельных произведений и логически законченных отрывков, во многих случаях принадлежащих перу классиков русской литературы или взятых из устного народного творчества.

Проверку навыка работы с текстом целесообразно проводить в 1-4 классах. Проверять те или иные умения работы с текстом учитель может в течение всего учебного года, не привязывая их к временным рамкам, как это предусмотрено при проверке навыка чтения.




 
 
 
Телефон
8 (495) 517-20-85 
WhatsApp
8 (925) 517-20-85 
Цены
Филиалы
Специалисты
Фото
Публикации
Подготовка к школе
 
© 1996—2024 Центр логопедии и дефектологии "Новые горизонты", ИНН 7709199710. Не является публичной офертой.  
Исправляем речевые нарушения у детей и взрослых! С 1996 года.